Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это наиболее распространённое психоневрологическое нарушение, частота которого в России по некоторым данным достигает 16 %, при этом у мальчиков данная патология встречается в 3 раза чаще. У 50 % признаки СДВГ сохраняются и во взрослом возрасте.
Причины
Существует множество факторов, которые способны приводить к возникновению СДВГ. Согласно нейрофизиологической теории, в головном мозге ребёнка нарушаются связи срединных структур между собой, а также связи срединных структур с различными участками коры больших полушарий, что и приводит к многообразным нарушениям. Другая теория — биохимическая, в организме нарушается образование катехоламинов (к ним относятся дофамин, адреналин, норадреналин). Также учёные рассматривают и генетическую предрасположенность, однако поиски определённого гена пока что не увенчались успехом. Кислородное голодание плода (гипоксия) во время беременности и родов; заболевания, перенесённые в раннем детстве также вносят вклад в развитие СДВГ. Появлению и усилению симптомов способствует несбалансированное питание, а именно — дефицит белков при увеличении доли простых углеводов в рационе, недостаток омега-3.
Симптомы
У детей признаки СДВГ чаще возникают в возрасте до 6 лет, а иногда уже и на первом году жизни. Дефицит внимания означает трудности при необходимости длительно сохранять внимание при выполнении заданий. Ребёнку тяжело самостоятельно организовать свою работу, он отказывается от тех видов деятельности, которые требуют дополнительных усилий. Гиперактивность проявляется бесцельными, беспокойными движениями, повышенной разговорчивостью. Импульсивность подразумевает, что ребёнку тяжело ждать своей очереди, он постоянно перебивает окружающих.
У взрослых с СДВГ сохраняются признаки импульсивности, низкая самооценка, забывчивость. Взрослые с СДВГ часто опаздывают, на их рабочем столе постоянно беспорядок. Эти люди сразу начинают много дел, но тяжело доводят их до конца.
Виды СДВГ
В зависимости от того, какие симптомы преобладают, СДВГ подразделяют на три подтипа — с преобладанием невнимательности, с преобладанием гиперактивности и комбинированный вариант, который равносильно включает обе группы признаков. Смешанный тип встречается наиболее часто.
Диагностика
Обязательно проводится неврологический осмотр. Для постановки диагноза СДВГ применяются клинические критерии. У ребёнка должны быть выявлены как минимум 6 признаков невнимания и 6 признаков гиперактивности/импульсивности. При этом данные проявления должны нарушать социальную и учебную деятельность, а также обязательно присутствовать не менее 6 месяцев. Кроме того, симптомы СДВГ должны проявляться минимум в двух обстановках — например, работа, дом, школа, контакты с родственниками или друзьями и т.д.
Для нарушения внимания характерны следующие симптомы:
- Невозможность сосредоточиться на выполняемой деятельности и допущение ошибок из-за этого
- Трудности в сохранении внимания в течение длительного времени
- Создаётся впечатление, что человек не слушает, когда к нему обращаются
- Регулярно не завершает начатые дела — будь то домашнее задание, либо поручения на работе
- Не может самостоятельно организовать свою деятельность, что приводит к беспорядку и опозданиям
- Старается отказаться от выполнения работы, которая требует умственного напряжения
- Часто теряет вещи, необходимые для выполнения школьных или рабочих задач (книги, канцелярские принадлежности)
- Часто отвлекается во время учёбы или работы
- Регулярно забывает о порученных ему делах
Для гиперактивности и импульсивности характерны следующие признаки:
- Суетлив, прослеживаются беспокойные движения в верхних и нижних конечностях
- Не может долго находиться на одном месте, встаёт без разрешения во время учёбы или работы
- Постоянно бегает туда-сюда, куда-то забирается. У взрослых и подростков этот признак ограничивается внутренним беспокойством
- Не может спокойно заниматься определённым делом, играть в тихие игры
- Очень разговорчив
- При разговоре отвечает, не дослушав до конца
- С трудом дожидается, когда до него дойдёт очередь и в других жизненных ситуациях (например, в супермаркете)
- Пристаёт к окружающим, вмешивается в чужие игры и дела, берёт вещи без разрешения
Тест на СДВГ у взрослых будет положительным, если в каждой группе для пациента характерно не менее 5 симптомов. Также ещё один важный критерий СДВГ: некоторые из вышеуказанных симптомов присутствовали и в возрасте до 12 лет.
По назначению лечащего врача может проводиться электроэнцефалография и прочие методы исследований с целью исключения других патологий. Важно определить, что невнимательность и гиперактивность не связаны с возможными психическими расстройствами — тревожное расстройство, расстройство личности, а также шизофренией и интоксикацией веществами. Также СДВГ дифференцируют с заболеваниями щитовидной железы, с эпилепсией. В том случае, если невнимательность и импульсивность не выходят за границы возрастной нормы, данные признаки будут являться особенностями темперамента конкретного ребёнка.
Лечение
Терапия СДВГ должна быть комбинированной, при этом лечение проводят психиатры, неврологи, психологи и педиатры. Психотерапевтические методики включат в себя семейную и поведенческую терапию. Психолог обучает родителей, как необходимо взаимодействовать с ребёнком, чтобы улучшить его навыки самоконтроля. Если ребёнок верно выполнил задание, его следует хвалить, важно отмечать даже незначительные успехи. Очень активным детям рекомендуется исключить игры, которые вызывают сильные эмоции и имеют соревновательный компонент, предпочтение следует отдать аэробным видам спорта — бег трусцой, плавание либо езда на велосипеде. Поручите ребёнку часть домашних дел.
Важно выработать определённый режим дня, который ребёнок будет соблюдать постоянно. Приём пищи, игры, прогулки должны совершаться в одно и то же время. Создайте для ребёнка его личное рабочее место, на котором его ничего бы не отвлекало от учёбы. Если даёте ребёнку какое-либо задание, его следует разбивать на части. Старайтесь сделать занятия позитивными, приучайте доводить начатое дело до конца. Ограничьте время за компьютером и телевизором. Учите ребёнка контролировать себя — например, прежде, чем что-либо сделать, пусть посчитает от 10 до 1. Психолог поможет обучить ребёнка фокусированию внимания, поможет развить коммуникабельность. Также необходимо обсудить с преподавателями в школе состояние ребёнка, так как агрессия со стороны учителей может сильно замедлить терапию. Рекомендуется во время занятий в школе и дома регулярно проводить минутки активного отдыха.
Особое внимание следует уделить эмоциональному состоянию родителей ребёнка. Матери детей с СДВГ часто раздражительны, импульсивны, в 20% случаев у них выявляется депрессия. Взрослые должны стараться меньше ссориться, конфликтовать, необходимо организовать совместный семейный досуг. Медикаментозная терапия назначается при неэффективности психотерапии и может включать в себя психостимуляторы, нейролептики, ноотропы, антидепрессанты и т.д. Данные препараты отпускаются строго по рецепту и подбираются врачом в каждом конкретном случае индивидуально.
Рекомендованные средства
- Тенотен детский
Препарат оказывает успокаивающее и противотревожное действие, улучшает переносимость психоэмоциональных нагрузок. Не вызывает сонливости.
- Бэби Формула Мишки Спокойствие
Жевательные пастилки для детей от 3 лет. Содержат в составе глицин, экстракт мяты, экстракт мелиссы, магний, витамин В6. Пастилки обладают успокаивающим эффектом, способствуют повышению концентрации внимания, усидчивости, нормализуют сон.
- Пантогам
Ноотропный препарат. Снижает волнение, тревожность, улучшает когнитивные функции (память, внимание, восприятие).
- Пантокальцин
Действующее вещество — гопантеновая кислота (производное одного из главных медиаторов мозга человека). Препарат хорошо переносится. Уменьшает возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность
- Фенибут
Обладает противотревожным действием, которое сочетается с активизирующим влиянием на центральную нервную систему: улучшает функциональное состояние головного мозга, уменьшает нарушение сна, раздражительность, эмоциональную лабильность.
Источники
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. Москва: Медпрактика;
- Горбачевская Н. Л., Заваденко Н. Н., Сорокин А. Б., Григорьева Н. В. Нейрофизиологическое исследование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Сибирский вестник психиатрии и наркологии.