Навыки письма у современных детей начинают формироваться в 5-6 лет. В норме грамотная письменная речь должна сформироваться к третьему классу общеобразовательной школы. Иногда у детей младшего школьного возраста и некоторых взрослых встречается неграмотная письменная речь специфического характера, даже если их грамотность и интеллект выше среднего. Ошибки не связаны со знанием грамматики и орфографии. Они повторяются и имеют некую закономерность. Это может быть связано с нарушением слуха, либо наличием такой патологии как дисграфия.
Дисграфия поддается терапии
Что такое дисграфия?
Дисграфия – это частичное нарушение высших психических функций мозга, отвечающих за письменную речь. Письмо искажается, но остается вполне функциональным, то есть смысловая нагрузка соблюдается и можно понять то, что написал человек, какой смысл желал донести. Грамотно писать у взрослого человека или школьника просто не получается, несмотря на нормальное общее развитие и грамотность. Ошибки в письме повторяются, в них прослеживается некая закономерность. Они могут быть похожи на опечатки, словно человек торопится что-либо написать. Диагноз не относится к психическим расстройствам. Однако выявить его желательно как можно раньше. Это позволит помочь ребенку адаптироваться в окружающей среде и не чувствовать себя неполноценным.
Классификация дисграфии
Для понимания, что такое дисграфия, необходимо углубиться в нейрофизиологию. Эта наука очень сложная, достаточно молодая, но активно развивающаяся. Ведь люди по-прежнему не знают всех тайн и загадок нашего мозга и нервной системы. Логопеды-дефектологи и неврологи классифицируют патологию по-разному. Дефектологи различают формы дисграфии, исходя из характера выявленных в письменной речи ошибок. Нейропсихологи делают акцент в классификации на нарушения центральной нервной системы.
Нейропсихологическая классификация дисграфии включает 3 типа:
- Регуляторную – когда нарушена регуляция двигательных функций и умственного восприятия слов (дырокол – дыдокол, за домом – за зомом, в доме – вдоме).
- Фонематическую – в этом случае разбалансирована переработка слуховой и кинестетической информации (три – дри, дырокол – тырокол, страна – стана).
- Холистическую – этот тип дисграфии приводит к специфическим ошибкам, связанным с трудностью переработки и удержанием зрительно-пространственной и слуховой информации (письмо неаккуратное, зеркальное, «пляшущие» буквы или их раздельное написание).
Нейропсихологи каждое нарушение письменной речи связывают с определенными нарушениями работы головного мозга. У логопедов-дефектологов более сложная и объемная классификация. Чаще всего логопедами у пациентов выявляется несколько форм дисграфии.
Причины дисграфии
Дисграфия может возникнуть по врожденным или приобретенным причинам. Заболевание связано с нарушением развития и функций головного мозга пациента. Если ребенок не овладел грамотным письмом в рамках школьной программы, но при этом по другим предметам получает хорошие оценки, то следует обратиться к дефектологу или нейропсихологу. Не стоит ругать ребенка за неграмотность. Так у него еще больше разовьется комплекс неполноценности, а патология будет прогрессировать. Письменная речь будет становиться еще хуже. Таким пациентам требуется индивидуальный подход и грамотное лечение. Нарушения головного мозга могут носить различный характер. Причинами их возникновения нередко становятся:
- Кислородное голодание мозга, в том числе и во внутриутробный период, когда беременная женщина курит.
- Сложные роды, повлекшие нарушение кровообращения головного мозга новорожденного.
- Внутриутробные инфекции и различные заболевания, приводящие к неравномерности развития мозговых центров плода.
- Очаговое поражение речевых зон головного мозга в детском или взрослом возрасте.
- Инфекционные и механические повреждения мозга.
- Плохая экология, стрессы, несбалансированное питание и нездоровый образ жизни.
Все причины приводят к нарушению работы центральной нервной системы человека. Большинство из них относится к внутриутробному развитию плода. Поэтому беременным женщинам нельзя принимать алкоголь и курить. Необходимо во время беременности хорошо питаться, регулярно гулять на свежем воздухе, вести здоровый образ жизни. Также нужны физические упражнения, чтобы кровь хорошо циркулировала. Наблюдение врачей во время беременности позволяет выносить и родить здорового ребенка.
Симптомы дисграфии
Визуально пациент с дисграфией также заметен. Он напряжен во время письма, начертание букв может даваться ему с трудом. Ребенок прилагает немало умственных и физических усилий, чтобы написать букву или слово. Учащийся крепко, порой до боли сжимает авторучку или карандаш. Сформулировать свои мысли и записать их пациенту достаточно сложно. Грамотное и красивое начертание букв дается им непросто, будь то письмо под диктовку или самостоятельная работа. Ребенок может нервничать и расстраиваться, что у него не получается грамотно писать, а может совершенно этого не осознавать. Все дети ведут себя по-разному.
Ошибки могут быть различного характера. Это запутанность букв и слогов, замена звонких согласных на глухие, пропуски некоторых букв и труднопроизносимых звуков в написании слов, неправильное формирование предложений. Ребенок может зеркально отображать некоторые буквы или писать неправильно окончания. Также учащийся не может разобраться с падежами и спряжениями, зная правила, не может применить их в письменной речи. Нередко встречается слитное написание слов или же наоборот, лишние пропуски в словах. Множественные симптомы дисграфии свидетельствуют о серьезных нарушениях в развитии и функционировании головного мозга.
Если в ошибках прослеживается закономерность, то стоит обратиться к специалисту. Обычно патология выявляется в школе. С ребенком начинают работать нейропсихологи и логопеды-дефектологи. Родителям стоит набраться терпения, всячески поддерживать ребенка, а не ругать. В большинстве случаев именно родителям удается своей заботой и вниманием вырастить полноценного грамотного и интеллектуально развитого человека. Как, к примеру, сделала мать знаменитого ученого и изобретателя Томаса Эдисона.
Лечение дисграфии
Лечение детей и взрослых с признаками дисграфии кардинально отличается. Взрослым обычно назначается реабилитационный курс с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. Конкретные методики подбираются в зависимости от поражения мозга. Легкие формы дисграфии у детей корректируются занятиями с логопедом и коррекционными упражнениями. В более серьезных случаях требуется медикаментозная терапия.
К сожалению последствия нарушения внутриутробного развития мозга или его повреждения при родах практически неисцелимы современной медициной. Поэтому очень важно ответственно относиться к зачатию и вынашиванию малыша. Если ребенок переболел заболеваниями, приведшими к нарушению ЦНС и дисграфии, также восстановить нормальное функционирование мозга очень сложно. Черепно-мозговые травмы и инсульты во многих случаях оставляют неизлечимые последствия.
Однако с проблемой неправильной письменной речи справиться можно. Сейчас существует большой опыт в решении таких ситуаций, однако стоит набраться терпения. Процесс будет долгим, но успех практически во многих случаях гарантирован. Помимо коррекционных упражнений может быть назначена физиотерапия, остеопатическое лечение и медикаментозная поддержка. Если у ребенка или взрослого диагностирована дисграфия, лечение и коррекцию необходимо начать незамедлительно.
Рекомендованные лекарства
Важно обеспечить здоровый образ жизни ребенку или взрослому с выявленной дисграфией. Это обязательно полноценное сбалансированное питание, физическая активность и прогулки на свежем воздухе, исключение стрессовых ситуаций. Также необходимо давать мозгу посильную нагрузку, играть в развивающие игры. Необходимо следить за тем, сколько времени ребенок проводит за компьютером или в смартфоне. Желательно разрешать играть в компьютерные игры не более 2 часов в день. Детям очень важна поддержка и любовь со стороны близких людей и педагогов. Они ни в коем случае не должны почувствовать себя ущербными. В действительности многие знаменитые и успешные люди страдали дисграфией: Уолт Дисней, Нельсон Рокфеллер, Стивен Спилберг, Владимир Маяковский. Это не помешало им реализовать свои таланты в других сферах. При выявлении дисграфии рекомендовано пропить курс витаминов, подходящих по возрасту и физическому состоянию пациента. Также обычно назначаются ноотропные препараты. Из безрецептурных подойдет глицин.
Ни в коем случае не стоит заниматься самолечением и прописывать фармакологические препараты своему ребенку самостоятельно. Устанавливать диагноз и назначать лечение должен психоневролог.
Источники
- Жулина Е.В., Шамов А.Н. // Внешняя речь и ее влияние на становление речи ребенка // Вестник Мининского университета — 2017;
- Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма // СПб. — 2003.