Лексическое значение слова «телемедицина» — это осуществление медицинской деятельности с применением информационно-коммуникационной технологии. Она включает в себя удалённую консультацию врача, теледиагностику, электронную документацию, отдалённые роботизированные операции и другие аспекты электронного здравоохранения, основанные на цифровых технологиях. Телемедицина позволяет проводить врачам консилиумы, вести образовательные курсы, а пациентам получать квалифицированное медобслуживание дистанционно, что особенно важно при удалённости от больниц или физической ограниченной подвижности.
В мире существуют разные термины, трактовки и объёмы помощи, входящие в лексическое определение слова «телемедицина», основанных на местных законах и стандартах здравоохранения. Данный обзор будет посвящён российским нюансам этого перспективного направления развития медицины.
Этапы развития телемедицины
Применение систем коммуникаций для постановки диагноза было положено в 1879 году, когда впервые был использован телефон для диагностирования и консультаций пациентов. Журнал «Ланцет» в этом году опубликовал большую статью, доказывающую превосходство использования телефона и телеграфа для экстренного оказания помощи, экономии времени заболевшего без необходимости записываться на приём. Распространение телефона и радио сделало привычным их использование для предоставления медицинских услуг в отдалённых регионах.
Следующий качественный скачок был совершён в 50-х годах при появлении телевидения для обучения студентов, а в 1965 во время видеоконференции был заменён аортальный клапан. На Аляске начались проекты, включающие использование телекоммуникаций для обеспечения здравоохранения в отдалённых районах. В этих же годах в НАСА начались дистанционные обследования астронавтов на орбите.
1990-2000: с распространением интернета и цифровых технологий телемедицина стала более доступной. Врачи стали активно применять электронные системы передачи данных для обмена медицинской информацией, включая изображения и результаты анализов.
2020-е: пандемия COVID-19 подчеркнула значение телемедицины в обеспечении медпомощи без необходимости физического присутствия. Пандемия ознаменовала значительное увеличение спроса на виртуальные консультации, онлайн-мониторинг и другие формы телемедицинских услуг.
Компьютерные системы, интернет и спутниковая коммуникация обеспечили эффективную передачу информационных массивов на значительные расстояния, а перевод данных в «цифру» оптимизировал их хранение, обмен, удобство использования.
Законодательство России по телемедицине
Официальное признание теле-здравоохранения в Российской Федерации произошло 1 января 2018 года со вступлением в силу закона № 242 — о телемедицине. Закон и сопровождающие его ведомственные инструкции и акты определяют лексическое значение телемедицины, уточняют объёмы оказания помощи, законодательно регулируют оборот электронной документации. Такими оказались внедрённые электронные формы рецептов и официальное разрешение на дистанционную продажу препаратов. В параллельном режиме появился норматив, упрощающий удалённое комплексное лечение.
Методичка Минздрава определяет возможности использования дистанционного предоставления медпомощи:
- По экстренным показаниям ― в случае обострения хронического заболевания и при внезапной острой патологии или состоянии, с реальной угрозой для жизни больного.
- В неотложных случаях ― при болезнях или пат-состояниях, явно не угрожающих жизни больного.
- В плановом порядке ― когда при отсрочке предоставления медпомощи не возникает угроза для жизни заболевшего и нет опасности ухудшения состояния.
Однако, Законом запрещается дистанционная постановка диагноза и назначении лечения онлайн, при первичном телемедицинском обращении. Это возможно только при изначально проведённом очном обследовании врачом телемедицины. Закон един для коммерческих и государственных телемедицинских сервисов и разрешает, в этом случае, предоставлять информацию только общего, ознакомительного характера
Обязательное медицинское страхование и телемедицина
Минздрав России и Фонд обязательного медицинского страхования 4 февраля 2022 г. конкретизировали, как будет проводиться оплата медицинских услуг, полученных при использовании телемедицинского консультирования. Согласно нормативам, телемедицинские консультации (ТМК) в условиях амбулатории или стационара включаются в общую стоимость лечения и оплачиваются на основании тарифной сетки из фондов ОМС. Это же постановление открывает возможность привлекать для консультирования частные клиники, внесённые в реестр фонда страхования или к клиникам в других региональных образованиях РФ.
Телемедицинское взаимодействие доступно и врачам разных уровней. При необходимости провести онлайн-консультацию или консилиум специалистов, последовательность действий определена соответствующими рекомендациями: лечащий врач посылает форму запроса и после ее утверждения приглашает участников. После проведения онлайн-консультации происходит оформление и подписание соответствующего протокола с электронными подписями участников.
Прохождение телемедицинского приёма согласно ОМС-требованиям
Проведение амбулаторного или стационарного телеприёма проходит согласно разработанным ФОМС и Минздравом регламента:
- Необходимость проведения ТМК определяется ответственным медработником. Это может быть доктор, курирующий больного, средний медперсонал санчасти или реаниматолог. В направлении указывается в каком режиме будет проводиться онлайн-консультация и её тип.
- Дистанционная система онлайн консультирования различных уровней на основании направления формирует поисковый запрос для определения подходящих мед. организаций, анализирует их занятость, возможную доступность профильных специалистов.
- Ответственным медработником загружаются в базу результаты лабораторного и клинического обследования, данные анамнеза особенности клинической картины больного.
- Система бронирует консультационное время.
- Главврачом или заведующим отделением визируется направление на ТМК.
- После получения консультирующей стороной доступа к клинической информации больного и ознакомления с ней, следует подтверждении о готовности к ТМК.
- Видеоконференция может проходить в двух- и многостороннем режиме, в конце которой происходит формирование и подписание протокола между сторонами.
Перспективы развития
Многочисленные споры, кипящие вокруг телемедицины, обсуждение плюсов и минусов проблем, стоящих перед ней представляют собой попытки игроков рынка здравоохранения представить её, как отдельное направление медицины. Однако, по мнению многих экспертов самому лексическому понятию «телемедицина» осталось жить не более 10-15 лет. Поучительный опыт её применения во время пандемии и перспективы развития указывают, что сильными цифровые технологии станут только после взаимной интеграции с традиционной медициной. Через 15-20 лет останется только медицина, существующая как забота и поддержка здоровья человека, и использующая весь арсенал технологических решений. Границы между дистанционным лечением и лечением в стационаре станут настолько размытыми, что любое различие станет рудиментарным.
Значение слова «телемедицина», для потомков, которые будут жить во времена демократичного здравоохранения сохранится как анахронизм, напоминающий о временах, когда полноценная медпомощь была доступна не всем.
Медицинские эксперты согласны, что будущее демократизации медицины за гибрид-форматом с полным и гармоничным сочетанием физических и онлайн-коммуникаций пациентов с врачами, ассистирующим участием искусственного интеллекта, комплексами удалённого мониторинга. Текущее и будущее состояние технологической базы при соответствующем нормативном регулировании определит объёмы «живого» и онлайн взаимодействий с соблюдением базового принципа медицины — «не навреди».
Пути развития российской телемедицины
Российским государством, согласного концепции цифрового трансформирования здравоохранения, обозначены основные задачи, среди которых первичные позиции занимают:
- Запуск единого цифрового сервиса для медицинского персонала и больных.
- Мониторинг и индивидуальное сопровождение лиц в системе ОМС при возникновении страхового случая, их обращения за медпомощью.
- Интеграция компьютерных комплексов, передовых коммуникационных линий связи в индивидуальном сопровождении и мониторировании статуса пациентов с хроническими формами заболеваний.
Запущены несколько пилотных проектов, которые при удачном применении могут стать общероссийскими.
Проект «персональные медицинские помощники» предназначен для больных с тяжёлыми формами диабета и гипертонической болезнью и состоит в непрерывном аппаратном мониторировании их статуса и передачи информации в аналитический центр. С помощью ИИ проводится первичный анализ и трансферт данных врачебному персоналу для заключения и корректирующей реакции. К концу 24-го года планируется начать полномасштабное внедрение проекта для определённых групп пациентов.
Встраиваемые в мед. порталы или информ-системы симптом-чекеры, позволяют проводить удалённый опрос по симптомам патологии и анамнезу. Собранные опросники анализируются ИИ и им формируются предварительные диагнозы на основании заложенного алгоритма. Планируя приём пациента, доктор просматривает данные анамнеза и выводы, сделанные ИИ и принимает окончательное решение по диагнозу, лечебному курсу. Данная инновация значительно экономит время, обычно затрачиваемое на сбор анамнеза, жалоб и позволяет в ходе осмотра сконцентрироваться на предполагаемых причинах патологии.
Заключение
В будущем развитие телемедицины будет неразрывно связано с инновациями в сфере информационных технологий, с её гармоничной интеграцией в структуры общественного здравоохранения. Она открывает новые возможности для применения искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальностей, других технологий в медицинской практике. Однако, уже сейчас необходима разработка надёжных стандартов регулирования для обеспечения доступности и более гибких, эффективных способов помощи пациентам.