Первые годы жизни малыша – самые важные для правильного формирования ключевых структур его мозга. Дети появляются на свет с не до конца «созревшим» мозгом, и в течение 3-х лет он наверстывает упущенное. Однако возникают ситуации, когда вместо нормального развития у ребенка происходит задержки и отклонения в развитии. Чем раньше происходит ранняя диагностика и коррекция, тем выше шансы на здоровую полноценную жизнь.
Причины отклонений в развитии
Наблюдение детей с особенностями развития показало, что формирование мозга, интеллектуальных и социальных способностей определяют множество факторов:
- среда развития: малыши, растущие в некомфортных условиях, оставленные без заботы и поддержки, не получающие внимания и любви, чаще демонстрируют задержки в развитии. Организм с младенчества вырабатывает гормоны, которые обеспечивают биологическое выживание, но при этом снижают уровень самоконтроля, усидчивости, доверия к миру;
- врожденные заболевания: наличие физических отклонений, сбоев в работе ЦНС могут стать причиной физического, сенсорного и психоэмоционального отставания;
- биологические особенности: организм детей, рожденных до срока или с недостатком веса, не успевает достаточно сформироваться, поэтому получение навыков будет даваться им сложнее.
Ранняя диагностика отклонений в развитии помогает определить, имеются ли у малыша проблемы, и быстро предпринять шаги для реабилитации. В раннем возрасте важен буквально каждый день, когда можно оказать помощь ребенку. Исследования показали, что многие отклонения могут быть обратимы либо скорректированы до приемлемого уровня.
Признаки отклонений развития у ребенка
Родителям и опекунам, которые постоянно проводят время с ребенком, бывает трудно определить, что с ним что-то не так. Желание верить, что у малыша все в порядке, что он быстро догонит сверстников самостоятельно либо обычная усталость часто мешают заметить признаки, которые хорошо видны со стороны:
- отсутствие эмоционального или зрительного контакта;
- стереотипные движения;
- агрессия по отношению к окружающим или себе;
- нарушения сна;
- постоянное нервное напряжение, раздражительность, плаксивость;
- компульсивность;
- задержка интеллектуального развития;
- разная работа правой и левой стороны тела;
- отсутствие разделения на «чужих» и «своих»;
- нарушение дикции или темпа речи.
Раннее выявление отклонений в развитии ребенка учитывает стандартные временные рамки формирования навыков для детей. К примеру, если к 2,5 годам малыш общается только жестами, или к 3 годам вместо фраз говорит отдельными словами – это повод насторожиться и обратиться к специалисту.
Принцип ранней диагностики
Обследование ребенка основано на учете онтогенетического развития. Ранняя диагностика детей с овз – это построение карты лечения, видов заданий для изучения, способов проведения процедуры. Она должна строиться на индивидуальных показателях конкретного малыша и особенностях биохимических процессов, которые произошли в организме еще до рождения.
Важно помнить, что каждый ребенок развивается в собственном темпе. Нужно оценивать не только текущие показатели, но и динамику их изменений. Если отследить первоначальные причины нарушений, даже при серьезных проблемах можно попытаться избежать вторичных, третичных проявлений, которые ухудшают положение.
Раннее выявление детей с отклонениями в развитии направлено не только на устранение дефектов. Главная цель – это улучшение качества его жизни и достижение максимально доступного состояния физического, психического и эмоционального здоровья.
Методы диагностики
Один из главных способов выявить проблему – это наблюдение за ребенком с овз. Его проводят психолог, логопед, педиатр, чтобы оценить текущее поведение ребенка в разных ситуациях. Так можно выявить проблемы с коммуникацией, моторикой, эмоциональными проявлениями.
Обследование проходит как при контакте с ребенком, так и во время наблюдения его за играми. Наблюдения родственников также становятся важным фактором при постановке диагноза.
Когда составляют анамнез ребенка с овз, пример выглядит следующим образом:
- сведения о беременности матери;
- факторы, влияющие на беременность;
- особенности родов и характер оказанной медицинской помощи;
- наличие у ребенка заболеваний врожденного характера;
- вес при рождении;
- дата начала кормления;
- продолжительность пребывания в роддоме;
- перенесенные заболевания, их лечения и возможные осложнения;
- особенности воспитания ребенка и семейного окружения и т.д.
Стандартизированные тесты и методы изучения проблемных детей помогают более точно установить степень нарушений:
- анкетирование – беседа или с родителями или опекунами, направленная на получение общей информации, заполнение опросника;
- медицинское обследование – осмотр ребенка, физиологическое обследование (запись показателей роста, веса, обхвата головы и т.д.), проведение специализированных процедур (УЗИ брюшной полости, ЭЭГ для проверки нервной системы и другие);
- тестирование – оценка психомоторики, слуха, зрения, познавательных способностей. Нейропсихологические тесты оценивают возможности к запоминанию, мышлению, внимательности. Тесты моторики – координация движений, тесты коммуникации – развитие речевых навыков;
- консультация специалистов – при сомнениях и сложностях в постановке диагноза привлекают специалистов из других областей (невролог, логопед и др.), которые обсуждают результаты анализов и помогают выработать стратегию реабилитации.
Комплексное клинико-психофизиологическое обследование аномального ребенка – самый эффективный инструмент, который позволяет оценить его общее состояние в совокупности различных аспектов развития. Она помогает точнее оценить текущее положение ребенка, прогнозировать дальнейшие перспективы и эффективность методов лечения. Сравнение результатов «до» и «после» необходимо для объективной оценки успехов в восстановлении.
Возможности реабилитации
Задержка психологического развития может быть обратимой при быстром и своевременном подходе. Обычно диагноз ЗПР ставят перед поступлением в школу, когда мозг ребенка уже не так пластичен, чем в младенчестве. Именно поэтому родителям важно выявление детей с проблемами в развитии на самых ранних стадиях.
Программы коррекции позволяют:
- расширить объем памяти и восприимчивости новой информации;
- улучшить пространственные связи и способности к выстраиванию логических цепочек;
- выработка концентрации, усидчивости, способности следовать общепринятым правилам поведения;
- повысить навыки общения;
- проявлять эмоции приемлемым способом.
В случае физиологических отклонений, реабилитация помогает улучшить качество жизни, повысить способности заботиться о себе, коммуницировать с другими людьми. При реабилитации на групповых занятиях ребенок становится более общительным, уверенным, спокойным и восприимчивым. Небольшие задержки развития довольно успешно устраняются в детстве, так что в школьном возрасте малыш догоняет своих одноклассников и ничем от них не отличается.
Проблемы ранней диагностики детей
Несмотря на доказанные успехи, психологическое обследование детей с отклонениями в развитии сталкивается с рядом трудностей:
- отсутствие у родителей педагогических способностей, которое могли бы помочь в восстановлении ребенка;
- ограниченность доступа к специалистам в нужной области;
- отсутствие доступа у населения к информации о признаках замедленного развития и способах их реабилитации;
- увеличение числа новорожденных детей с недостатками в развитии.
Доля детей младшего возраста с проблемами в развитии за последнее десятилетие выросла с 30 до 50%. Важной задачей для современной педиатрии будет расширение возможностей предоставления помощи и проведение информационных компаний о способах решения проблемы.
Рекомендованные лекарства
Только врач может подобрать верные лекарства для поддержки детей с особенностями развития. Однако есть безрецептурные препараты, которые оказывают поддерживающие влияние:
- Биотредин – повышает умственную активность и концентрацию внимания, регулирует тканевый обмен, снижает раздражительность;
- Пикамилон – расширяет сосуды головного мозга, стимулируя кровообращение, производит транквилизирующий эффект;
- Цитофлавин – улучшает метаболизм головного мозга, используется для лечения заболеваний нервной системы;
- Элькар – тонизирующее средство, которое корректирует метаболические процессы, повышает устойчивость нервной системы.
Сочетая терапевтические, психологические и лекарственные методы можно помочь ребенку с особенностями развития справиться со своим недугом либо нормализировать его состояние и улучшить качество жизни.